Официальное представительство аккредитованного Ростехнадзором СРО

Координация СРО. Нострой.   arrow

Государственное вмешательство в строительную отрасль уже в 2010 г. ограничивалось выработкой государственной политики в области строительства. Но внутреннюю «кухню» в строительстве уже определяло саморегулирование, а координировало эту работу — Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) — негосударственная надстройка над системой СРО.

Там, где саморегулирование возникает на абсолютно добровольной, инициативной основе со стороны участников рынка, надстроек не нужно. Например, у риелторов СРО вообще может быть одна, они могут абсолютно самостоятельно устанавливать свои стандарты, поскольку никакого государственного регулирования их деятельности нет.

Но, отпуская строительный рынок на самостоятельные рельсы, надо было понимать необходимость методологического сопровождения его деятельности. Создание Нострой, преследовало цели защиты интересов СРО и их представительство на самых разных уровнях в самом широком смысле этого слова. В период своего становления СРО можно и нужно было защищать от неправомерного государственного вмешательства, а также от недобросовестных СРО, которые, конечно же, появились.

Ретроспективный анализ реальной практики показал, что если бы создание Нострой не было предусмотрено по закону, его бы все равно создали снизу и очень быстро, поскольку СРО — это основное звено системы саморегулирования, но они ориентированы на конкретные задачи. А строительному сообществу нужно было каким-то образом общаться с властными структурами, лоббировать интересы СРО в законопроектной и нормотворческой сфере.

Нужно было понимать и то, что лоббирование интересов отрасли на законодательном и ведомственном уровне — это задача, которую нужно решать, потому что без такого лоббировании чиновники могли «крутить и помыкать» строительной отраслью так, как им бы того захотелось. Поэтому уже на стадии разработки закона и эксперты, и профессиональное сообщество высказались за создание НОСТРОЙ, которое обеспечивало бы методологическое сопровождение и общеорганизационные функции. При этом учетные и контрольные функции по пресечению недобросовестного поведения со стороны СРО сохранились у государства.

Рассматривая деятельность НОСТРОЙ как защитника, выразителя и координатора строительного сообщества, следует отметить, что изначально своей основной задачей НОСТРОЙ считал обеспечение СРО документами, которые жизненно необходимы для их деятельности. Каждая СРО определяло свою сферу деятельности исходя из тех видов работ, которые записаны в перечне, утверждаемом приказом Минрегиона России.