Официальное представительство аккредитованного Ростехнадзором СРО

Меры безопасности в деятельности СРО.   arrow

Действия, направленные на применение специальных экономических мер никак не могут быть отнесены ни к административному барьеру, ни к избыточному административному регулированию, ни к условиям, необоснованно затрудняющим ведение предпринимательской деятельности.

Обратимся к примерам и проанализируем отдельные положения, предлагаемые участникам рынка и рассматриваемые специалистами Минэкономразвития России и другими ведомствами, общественными организациями.

Так, участники рынка предлагают исключить из перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, работы в составе инженерно-гидрометеорологических изысканий и инженерно-технических изысканий, виды работ по подготовке: проектной документации, технологических решений, проектов мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению доступа маломобильных групп населения, проектов противодымной вентиляции, наружных сетей электроснабжения до 35 кВт и т.д.

Исключить, то есть допустить к их выполнению некомпетентные организации. Как можно не учитывать то, что оказывает непосредственное влияние на безопасность объектов капитального строительства? Потеря контроля за безопасностью и качеством производства работ на начальной стадии инвестиционного цикла приведет к значительному увеличению числа случаев причинения вреда, катастроф.

Не менее абсурдны предложения по исключению из перечня видов работ по строительству следующих работ: устройство и демонтаж систем вентиляции и кондиционирования воздуха, электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации, или монтажных (кроме монтажа подъемно-транспортного оборудования и лифтов) и пусконаладочных работ (кроме пусконаладочных работ подъемно-транспортного оборудования и лифтов). А между тем от их выполнения напрямую зависит безопасность объектов капитального строительства. К монтажным и пуско-наладочным работам, к квалификации исполнителей и организации работ предъявляются достаточно высокие требования: если они выполняются специализированными организациями, то на них также должны распространяться установленные квалификационные требования, требования к организации работ и т.д.

Другие предложения касаются исключения из перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений, например, устройство и демонтаж систем водопровода и канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, электроснабжения, жизнеобеспечения зданий и сооружений, генподряд.

Бизнес в погоне за доходами, по сути, отторгает необходимость высокой квалификации специалистов, имущественной, социальной ответственности. Даже работы по генподряду он готов свести к посредническим услугам между властью и подрядными организациями. Но генеральный подрядчик организует работу, отвечает за безопасность объектов капитального строительства, и от него в первую очередь зависит организация работ, безопасность объектов, обеспечение безопасности работ участниками строительства.

Конечно, действующий перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, требует совершенствования, но не для увеличения числа случаев причинения вреда человеку, обществу и государству. Он должен учитывать исключительно все виды работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Для наглядности обратимся к некоторым примерам.

Скорость перемещения оптического кабеля при задувке в пластмассовые трубопроводы достигает 100 метров в минуту, а неправильная организация работ может привести к несчастным случаям. Или, скажем, известно, что затухание кабеля при любых температурных режимах должна соответствовать требованиям заказчика. При несоответствии же необходимым параметрам возникает не просто увеличение расходов, срывы сроков строительства, но и снижение надежности, безопасности единой сети электросвязи. А неправильно выбранные муфты для монтажа кабелей приводят к невозможности передачи электромагнитного импульса, его искажению, необходимости перемонтировать. Ущерб от неквалифицированной организации работ только на отдельных участках составил сотни тысяч долларов. Допущенный брак при подвеске, неправильном способе крепления оптического кабеля на опорах через 2 года привел к его разрушению и замене, а ущерб составил несколько миллионов долларов.

Вот еще ряд примеров из жизни.

  • В результате некачественного монтажа антенны базовой станции на крыше здания произошло разрушение ее крепления, падение, что привело к гибели людей.
  • Ошибка при подключении телекоммуникационного оборудования к электросети привела к короткому замыканию и повреждению установленного оборудования.
  • При монтаже радиопередающего устройства допущенная ошибка при ориентации антенны привела к тому, что в зоне повышенного уровня электромагнитного излучения оказались детский сад, школа, жилые дома.
  • Неправильно проведенные строительно-монтажные и пусконаладочные работы радиооборудования создали помехи радиоэлектронным средствам самолета. Самолет потерпел катастрофу, экипаж погиб.
  • Нарушение схемы подключения при монтаже оборудования электропитания в Центре обработки данных привело к пожару, гибели людей, нанесению ущерба имуществу.

Оценка регулирующего воздействия — это процедура, основанная на фактах анализа того, насколько эффективно законодательные акты достигают поставленные при их принятии цели.

Назначение Перечня видов работ стройкомплекса, влияющих на безопасность, обеспечить соответствие принципам правового регулирования, законодательству, соответствие Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Проблема, которая должна решаться правовым регулированием, — обеспечить безопасность видов работ, выполняемых на объектах капитального строительства, не допустить причинение вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных, растений, объектам культурного наследия.

Резюмируя вышесказанное, отметим: не следует подменять понятия и специальные экономические меры в целях обеспечения безопасности и подводить их под административные барьеры; нельзя игнорировать право человека и гражданина на безопасность, а экономику страны — на право быть конкурентной, создавая лучшие или адекватные условия для жизни людей.

Однако можно проанализировать и расходы субъектов предпринимательской деятельности, бизнеса, которые за двадцать лет вместе с органами власти не смогли создать конкурентоспособную экономику, экономику для человека, граждан страны и обеспечили «экспорт инвестиций» в другие страны.

Соотношение затрат на членство в СРО по отношению к выручке от строительных работ таково:

  • от 0,2 до 2,7% — в первый год и
  • от 0,04 до 0,6% во второй и последующие годы.

Расходы на возмещение утрат и убытков от гибели человека составляют от 500 тыс. до 1 млн руб. на 1 человека.

Да, жизнь человека в нашем государстве оценивается пока не очень высоко, но и эти цифры показывают ничтожность расходов бизнеса на обеспечение безопасности и его нежелание наряду с отдельными представителями органов власти быть ответственными, социально ориентированными, работать на обеспечение безопасности человека и повышение конкурентоспособности экономики страны.