Официальное представительство аккредитованного Ростехнадзором СРО

Гражданская ответственность в строительстве.   arrow

Строительная деятельность сопряжена с рисками, которые могут влиять на безопасность всех его участников, нанести вред третьим лицам и препятствовать достижению запланированных результатов. Изложим сущность, природу появления и влияния этих рисков на безопасность с позиций управления ими через страхование. Среди многочисленных и не противоречащих определений риска примем следующее: риск — совокупность действий, обстоятельств и факторов, которая может (с определенной вероятностью) привести к ущербу (вреду) членам СРО (работникам и строительной организации в целом), объекту строительства и гражданской ответственности перед третьими лицами. финансовые, технические, технологические, организационные и другие риски в строительстве возникают на всех его стадиях, начиная с технико- экономического обоснования.

Среди них особое место занимают риски гражданской ответственности участников строительства, которые могут привести к вреду, причиненному жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Особенность заключается в том, что третьи лица чаще всего профессионально не защищены от строительных рисков. Рассмотрим основные причины указанных недостатков и вреда, которые в соответствии со статьей 60 Федерального закона № 148-ФЗ связаны с несоответствием работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и (или) проектной документации.

Дополнительную сложность строительной деятельности придают общие для экономики страны макроэкономические, геополитические, операционные, социальные, техногенные и экологические риски. При строительстве сложных и уникальных объектов проблема оценки и разработки эффективной системы управления данными рисками отличается

необходимостью тщательного учета их специфики. Риски отдельных объектов и сооружений взаимно дополняют друг друга и могут аккумулироваться. Особую сложность представляет организация страхования инфраструктурных комплексов (авто — и железнодорожных магистралей, тоннелей, мостов, продуктопроводов, промышленных станций и др.), где решающими факторами риска являются природные, технологические и технические условия строительства. Современное строительство характеризуется появлением новых конструктивно-технологических схем, новых материалов, усложнением применяемой техники, растущими требованиями к качеству и срокам выполнения строительно-монтажных работ. В силу этого увеличивается риск аварий, выхода из строя машин и механизмов, что наносит существенный материальный ущерб подрядной строительной организации и ее конкурентоспособности на рынке строительной продукции. Одним из путей компенсации финансовых потерь является страхование технических рисков, которое интенсивно развивается в нашей стране.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по страхованию членов саморегулируемых организаций» следует учитывать две возможности управления рисками через страхование членов СРО: «на объектной базе» — преимущественно для крупных, сложных объектов, и «на годовой базе» — для массовых объектов годовой производственной программы членов СРО. К договорам строительного подряда, которые содержат в себе риски существенных выплат по возмещению вреда, рекомендуется отнести:

  • все договоры строительного подряда стоимостью более одного миллиарда рублей;
  • договоры строительного подряда стоимостью более ста миллионов рублей, если строительные работы, предусмотренные договором строительного подряда, выполняются в отношении особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства;
  • договоры, предусматривающие выполнение экспериментальных строительных работ по технологиям, ранее не применяемым в Российской Федерации, в отношении которых отсутствует регламентация их безопасного выполнения

К сложным строительным объектам относятся:

  • объекты транспортного строительства (подземные сооружения, в т.ч. тоннели, резервуары; мосты, дороги в сложных рельефах или сейсмозонах);
  • строительство производственных комбинатов;
  • высотные здания или иные сооружения;
  • гидротехнические сооружения;
  • продуктопроводы;
  • портовые сооружения.

Следует учитывать особенности рисков на объектах в зонах, где обнаружена радиация, а также сооружений вблизи оборудования, передающего динамические нагрузки, и т.д. Со сложными рисками связано страхование сооружений как строящихся, так и эксплуатируемых на подрабатываемых территориях (в зонах влияния подземных разработок, метро, подземных специальных сооружений и т.д.). Особые риски возникают при капитальном строительстве объектов в районах с экстремальными природными условиями.

Именно такая специфика приводит к требованиям и функциям страхования — в ходе многолетнего инвестиционного цикла организовать взаимодействие многочисленных исполнителей-страхователей и страховой компании по оценке всей меняющейся гаммы рисков и управлению рисками.